"И напоследок новости столицы. Сегодня на Тверском бульваре отряд ОМОНа разогнал демонстрацию мазохистов. Давно уже и те, и другие не получали такого удовольствия..."
(почти не анекдот)
О терпеливый читатель! Видя, что тема мэри сью и слэша была принята не без интереса, я рискну, пожалуй, поднять еще одну, логично вытекающую из первых двух. Все мои попытки понять, классифицировать и обсудить явление СМ до сих пор были случайными и поверхностными. Но тема не дает мне покоя, поскольку проявления ЭТОГО и в жизни встречаются на каждом шагу, а в большинстве фанфиков от них решительно нет спасения. Будучи вовсе не садистом по натуре, автор с удовольствием ввергает героя в пучины все новых и новых страданий (хотя в реальности не обидел бы и мухи). Именно эти сцены, наряду с любовными (во всех смыслах этого слова), пользуются наибольшим читательским интересом. И я ошибался, полагая, что терпеть издевательства от автора - участь отрицательного персонажа. Видимо, тут дело обстоит с точностью до наоборот. Любимые и положительные, а то и лирические герои даже у самых талантливых авторов огребают по полной, так что их даже начинают жалеть отрицательные (шутка).
Мне кажется, тут имеет место какая-то сублимация негативных эмоций (простите за вумные слова). Посадив в тюрьму, подвергнув моральным и физическим издевательствам своего кумира, автор испытывает приятное чувство удовлетворения и жалости к пострадавшему, который все равно ведь не живой и ему не больно. Кроме того, тут, как и в случае со страданиями мэри/марти сью, не последнюю роль играет мифология западного общества, воспитанного на христианских ценностях, возводящих страдание в добродетель. И это при том, что никто в здравом уме и твердой памяти не захотел бы подвергнуть реально существующего, но несимпатичного ему человека и десятой доле тех "радостей", которые щедро сыплются им на головы близких по духу персонажей. Например, в "Полете" бедняга Джек подвергается ТАКИМ вещам, что даже самому закоренелому мазохисту вроде меня это может показаться чрезмерным. В "Других временах" аристократа Норри путем довольно редкого стечения обстоятельств подводят под плети (Хелена, прости), и может быть, дело здесь не только в поучительности этой сцены для Беккета (который, кстати, реально рискует и сам оказаться на месте адмирала). В "Жестокой истине" молодого пирата по имени Тим... короче, вы уже поняли. Да и сам я в своем фике постоянно грешу тем же, о чем уже упоминалось выше.("Как я был марти сью").
Дорогие собратья-фикописцы! Предлагаю обсудить данное явление и поделиться своими версиями. А я тем временем попробую составить еще одну анкету...
Бромберг
Отредактировано АйзикБромберг (2008-03-21 22:23:35)