Пишем правильное мэрисью (*)
Заранее прошу прощения за учительско-проповеднический тон, взятый мной вместо нормального публицистического стиля. Так получилось…
Широко распространена идея, что никто не любит читать мэрисью. Но это не совсем так. Наглядной иллюстрацией может служить огромный успех книг и фильмов о «Гарри Поттере». Чем не марти-стю? И избранный, и мир спасет, и все хорошие персонажи его любят, и все, к чему, действительно, лежит его душа (как квиддич или ЗОТИ) у него на высоте, и даже присутствуют необычные зеленые глаза и шрам, какого больше ни у кого нет. Однако же, популярность говорит сама за себя. И Гарри Поттер здесь отнюдь не одинок. Сюда же стройными рядами идут д’Артаньяны, Анжелики, капитаны Блады, Фродо Беггинсы и все-все-все.
К тому же из самого определения маришки как совершенного, успешного и всеми любимого авторского воплощения логично следует, что для того, чтобы не творить мэрисью, автор должен сделать своего персонажа уродливым неудачником, которого все презирают. Но, простите, кто же хочет это писать/читать? Конечно, в классической литературе предостаточно так называемых «маленьких людей». Но мы ведь пишем фантастические приключения, и цели преследуем совсем другие.
Что касаемо схожести героя с автором, то в этом тоже нет ничего страшного, потому что мы все равно так или иначе все пишем через себя, а значит отчасти с себя самих. Кроме того, если факт сходства вас все же смущает, то ваш читатель не знает вас, он знает только вашего героя. Пишите от его лица субъективно, а от авторского объективно, и никто не поймет, что этот герой – вы.
Вывод: без типичных черт мэрисью не обойтись никак. Так что же делать, чтобы не получить обидный ярлычок «брак» по причине мэрисью?
Для любителей писать мэрисью в чистом виде совет, увы, один – не пишите фанфикшн.
Ваш прекрасный и успешный герой будет хорош на фоне собственного мира, который он может спасти/разрушить, по пути влюбляя в себя кого угодно. Но, если он затмит собой чужой мир, то реакция читателя, пришедшего почитать фанфик ради канонических моментов, а отнюдь не ваших романтических/героических мечтаний, почти однозначна. И как бы талантливо вы не написали мэрисью, читатель будет чувствовать себя обманутым. Вам ведь и самим не понравится, если, купив в аптеке таблетки от кашля, вы обнаружите в упаковке, пусть и хорошие, но витамины? Вы брали коробочку с другой целью.
Так что, если хотите писать о блистательном капитане, но считаете, что это никак не может быть Джек Воробей или Элизабет Суонн, так как нужна непременно голубоглазая Мэри Бартоломью, то будьте добры придумать под нее ее мир, потому что этот уже принадлежит героям «Пиратов Карибского моря». Если вы придумаете свой мир, интересные приключения и своих героев, то у вас есть хороший шанс, что ваша маришка найдет благодатных читателей. Читаем же мы про капитана Блада, который крут выше неба и присвоил себе половину биографии Генри Моргана. А голливудские дяди и тети снимают фильмы про отважных капитанш, вроде «Острова головорезов», и мы опять же это смотрим. Так что все зависит от таланта подачи, а не от сути образа!
Почему мы пишем для нашей маришки фанфик, когда могли бы писать ориджинал:
1. Потому что фанфик это проще. Мир готов, а уж себя любимого воплотить в нем всегда просто. Но кто сказал, что просто и хорошо это одно и то же?
2. Потому что на фанфик кажется проще найти читателя, а с ориджиналом не знаешь, куда податься, чтобы его хотя бы заметили. Но помните, заметившие такой фанфик от него быстро отвернутся. Это все равно, что недоброкачественная реклама – к устойчивому спросу не ведет.
3. Потому что хочется внести свои пять копеек творчества в сложившийся фэндом, где вы свой человек или хотели бы таким быть. Но, во-первых, смотрите №2, а во-вторых, если уж вы свой в фэндоме, то там прочитают и ваш ориджинал. А фанфик-мэрисью вряд ли поможет вам стать своим, так как уважением этот жанр не пользуется. К тому же своим в фэндоме становится вовсе не автор популярного фанфика, а интересный человек, с которым приятно пообщаться на форуме. И первейший способ стать своим это не писать фанфик, а читать чужие фанфики и писать умные отзывы. Внимание к другим - это магнит, который притягивает к вам людей.
4. Нам нравится канонический герой и мы непременно хотим парой для маришки именно его. Выхода есть два. Сплагиатить в ориджинал этого героя, изменив ему имя, цвет волос, чуточку характера и пару деталей биографии. Очень может быть, что его никто не узнает. Особенно с учетом того, что герои, влюбляющиеся в маришек, часто получаются ООС-ными. Зато подумайте: сколько свободы! Ориджинал это свобода делать с образом все, что угодно. Второй выход – внимательно присмотреться к каноническим персонажам. А вдруг мы найдем там ту, в которую можно не ООС-но влить нашу маришку? ООС все-таки понятие растяжимое…
Если все это вас не убедило, и вы все-таки хотите писать фанфикшн-мэрисью, тогда со 100% маришкой просто жизненно необходимо проделать некоторые манипуляции, чтобы читатель не смотрел на нее, как бык на красную тряпку.
Правило одно: главными в фанфике должны быть канонические герои. На то он и фанфик. Как вы это осуществите – дело авторского выбора.
Выход первый, требующий некоторого удачного стечения обстоятельств.
Присмотритесь к каноническим персонажам. Вы точно уверены, что никто из них не похож на вашу маришку? Точно-точно?
Хоть замаскированное под канон мэрисью и не перестает оттого быть мэрисью, читается оно уже гораздо приятнее. А пишется почти так же легко и приятно – гарантирую на собственном опыте. (Я, например, нашла для себя Беккета, и вполне счастлива тем, что пишу маришку, но в каноне. Да еще и с наглой физиономией выписываю дружбу этой маришки со своим любимцем - Норрингтоном.) И вот она вам ваша маришка: она может вершить судьбы мира и иметь какие угодно отношения с героями, не зля читателя.
К тому же есть еще один близкий выход. Можно взять не характер героя, а его биографию (но тогда до последней запятой в каждой реплике и каждом жесте! любая AU-шность здесь ТАБУ), и написать что-то в стиле, «он был вовсе не таким!» Эти фанфики иногда получаются очень хорошими. И всегда привлекают внимание своей скандальностью. Кто-то скажет: «какая гадость!» - а кто-то, напротив: «Да так все и было!» Итого вам гарантирована дискуссия вокруг вашего творения.
Если спрятать маришку под канонического персонажа не выйдет, лучше всего, забудьте о ее решающей роли в сюжете.
Увы, как ни жаль, но тогда ваша маришка должна быть написана для затыкания дырки в сюжете. Например: так как в произведении по сюжету вам нужен командующий британским флотом в Вест-Индии, а адмирал Норрингтон упокоился с миром, то вы можете ввести на его место авторского персонажа. И это вполне может быть маришка, но сей персонаж и далее должен появляться в сюжете только там, где он нужен каноническим героям. Он должен оттенять их и служить их развитию. Не стоит писать о персонаже, который займет место кого-либо из канонических героев, когда те вполне могут быть на нем собственной персоной. Фанаты этого персонажа, а также просто сочувствующие ему (которых, поверьте, много, даже если этот персонаж Дэйви Джонс или Катлер Беккет) вас не поймут.
Авторское желание писать о себе такой способ введения персонажа потешит мало, но лучше, чем ничего. Зато этот персонаж станет таким образом частью фанфика, равноправной частью канонического мира и равноправным соперником канонических персонажей по читательской любви. В обратном случае маришке неравную битву за любовь читателей выиграть не суждено почти никогда.
Если вы хотите непременно написать откровенную маришку и сделать ее центром сюжета, отодвигающим канонических персонажей в сторону, то вам тоже не стоит отчаиваться. У вас еще есть шанс найти узкий круг читателей. А именно – ваших друзей, которые знают и любят вас, и которым будет интересно читать именно про вас. Маришка тогда должна быть предельно честной – то есть походить на вас, как только возможно. А лучше – быть именно вами в том мире в результате какого-нибудь чудесного перемещения во времени и пространстве. Весь фэндом от такого вряд ли будет в восторге (хотя все возможно), но узкая группа – определенно.
Что делать тем, кто непременно хочет ввести в фанфик прекрасную эльфийскую деву, которая могущественная колдунья и с 14 лет капитан пиратского корабля, не знает себе равных во всех искусствах, затмевая собой солнце и складывая всех штабелями к своим ногам… Ну-у… видимо, все же писать в стол, пока не повзрослеете. Или готовиться ловить тапки большими корзинами, что тоже выход, если у вас крепкие нервы и хорошее непоколебимое самомнение. Вы ведь никого не заставляете это читать силой, а потому, если что, читатель сам виноват в прочтении вашего опуса, вы же никому ничего не должны и творите, что пожелаете.
К тому же у вас есть шанс сделать фанфик хорошим, несмотря на мэрисью, за счет отличного стиля, интересного сюжета, красочности, хорошего знания мат. части и прочих приятных «мелочей», из которых складывается впечатление о любой работе, будь то фанфик или нет. Только в случае с фанфиком-мэрисью придется очень-очень-очень постараться и тапок по поводу маришки вы все равно поймаете, но не так много. Только подумайте, стоит ли оно того или проще немного приструнить маришку в угоду вечно шипящему змию-читателю, которого вы все же любите?
-------------
(*) Примечание «мэрисью» в среднем роде использовано мной как название жанра, а не конкретного персонажа, которого я буду называть маришкой – так мне больше нравится по авторскому произволу и беспределу.