Глава 1.
Основная символика ПКМ- СИМВОЛИКА ОДЕЖДЫ.
Бог с ним, с корсетом. Он свое дело сделал - втравил Лиз во всю эту историю. Но проходящее красной нитью через ПКМ2 свадебное платье - это особый разговор. Символ, как мне кажется, потерянного женского счастья, а еще - утраченной женственности (просьба не путать с девственностью - тут у нас все в порядке, вплоть до конца третьей части, когда зрители уже всерьез начинают опасаться, а не помрет ли Лиз старой девой)). Недаром с потерей платья Лиз становится такой невыносимо мальчикоподобной, и ей уже так и не суждено в будущем сменить штаны на юбку. Кстати, тонущее в море платье в свое время очень тронуло меня - наравне с обломками несчастного "торговца", предстающими взору Уилла, единственного уцелевшего в той истории...
Кстати об Уилле. Рискуя впасть в плагиат, замечу все же, что постепенное раздевание Уилла по мере его продвижения к цели имеет дополнительный смысл. (Сначала полный костюм для свадьбы, потерянная в тюрьме треуголка, потом снятый на "Голландце" камзол - чтобы сподручней было тянуть таль, потом, разумеется, сдернутая матросами "Голландца" жилетка и разорванная ими же рубаха в сцене наказания . Итак, Уилл шаг за шагом возвращается не только к романтическому миру, как сказано к той статье - он просто сбрасывает оболочку, предстает все больше собой (насколько это вообще допустимо категорией фильма).
Кстати, Воробей, несмотря на тропическую жару, разоблачаться не спешит - максимум мы видим его на острове без сапог и жилета. Одежда, равно как и бандана, перстни, фенечки, косы и татуировка - его защита от мира, часть его шкуры, без которой он уже не будет Воробьем. Он фактически "все свое носит с собой" - поражаешься этим бесчисленным перевязям, кушакам, ремням на талии (две штуки!), а ведь есть еще пистолет, шпага, компАс, нож за голенищем (чем там он разрезал шнуровку на корсете?) Потеря шляпы - трагедия, но и шляпа в конце концов (перед съедением) возвращается к хозяину как утешительный приз... Одежда делает человека в этом мире, и, пожалуй, чувствуешь, как, в сущности, Воробей в нем уязвим и незащищен. Недаром многие детали его облика задолго до фильма уже были в таком ходу у современных подростков.
"- Мистер Суон!
- Губернатор Суон, друг! Или я парик ношу, чтоб голова не мерзла?
"Вся мудрость житейская в этом, весь смысл философских наук..."
Глава 2.
Итак, я продолжаю. Символика шпаги, особенно в ПКМ1. Насчет Фрейда - само собой, символ мужской силы и орудия в поединке самцов из-за самки (или собственных глупых амбиций, к примеру). Но не только.
Шпага, как мне кажется - символ социального статуса (и в прямом смысле тоже). Норрингтон получает шпагу в знак повышения по службе. У Уилла же, как простолюдина, ее быть не может, как у турецких покойников - гроба, то есть в принципе. Пришлось сценаристам извернуться и сделать его оружейником, то есть теперь он не только имеет в своем распоряжении вагон и маленькую тележку данных скобяных изделий, но и сам является их творцом. Т.е., он сам создает и честно зарабатывает себе новый социальный статус. Но это еще не все. Уилл ЛЮБИТ свои произведения, гордится ими, демонстрирует их достоинства (сцена с губернатором), как любящий отец - достоинства сына. Он титаническим трудом добился того, что фехтует, в общем, лучше Джека - тот сам это как-то признавал. И издеваясь над Уиллом, что тот обществу женщины предпочитает общество шпаги, Джек, в общем, был не совсем неправ. Только для Уилла шпага - орудие завоевания женщины, и в какой-то степени обе представляют для него ценность одного порядка. Ну и, конечно , сцена вручения Норрингтоном Уиллу шпаги (и Лизы) полностью подтверждает данную мысль.
Вывод: Фрейд был прав.
Глава 3
Продолжаем разговор.
Сразу бросившаяся в глаза провозглашаемый во второй части Принцип Меньшего Зла.
В ПКМ2 - как мне кажется, основная гениальная идея сценаристов, которую вынужден озвучивать несчастный Джонни - в этом гнусном мире по-хорошему нельзя, если не можешь спасти ближнего - хотя бы пристрели его, чтоб не мучился))).
Примеры - Лизка в кабацкой драке бьет Норри бутылкой по башке - иначе гуляки его бы просто закололи, а так бросили ко всем свиньям, выпустили пар и ушли, добродушно посмеиваясь.
Дальше - Джек посылает Уилла к Джонсу за ключом, потому что сам туда пойти не может, а парня, глядишь, и вернут назад, как недоброкачественный товар...
Ну и конечно, ставшая уже притчей во языцех Сцена Порки. Неизвестно, чью руку предпочел бы Уилл, но Прихлоп-то знает, что лучше унизить мальчика на глазах у всей команды и побить не очень сильно - так что он даже смог все вытерпеть молча - чем доверить процедуру Боцману, который мальчика как пить дать покалечит, а то и забьет на фиг. (Случалось, думаю, и такое.) Все очень правильно и логично, но Прихлопа это почему-то не радует (не говоря уже об Уилле).
Кстати, еще один момент: тема расплаты за старые грехи. Когда я узнал, что, собственно, на морском жаргоне означает "Прихлоп" - все окончательно встало на свои места. Бедного папу вынудили исполнять задание партии именно потому, что он в этом деле всю жизнь был ПРОФЕССИОНАЛОМ.
Вывод : маленьких бить нехорошо.
Глава 4.
Продолжаем разговор.
Какова у паждого персонажа, образно говоря, Судовая Роль?
Уилл- даже говорить нечего - конкретный Мальчик Для Битья. Я как-то раз на досуге попробовал подсчитать, сколько раз за фильм его бьют по башке, порют, затрещиной сбивают с ног и заплевывают колючками.
Очень много. А также он постоянно оказывается в глупом положении, задает дурацкие вопросы и изображает на лице обалдение. Одна только его гримаса при словах "Джек! Как же я рад тебя видеть!" многого стоит.
Или медленно слинявшая с лица улыбочка перед возгласом "Все на борт". Но про всем при том он герой-любовник. По-моему, он симпатичен и заслуживает уважения. И не раздражает своей добродетелью - для этого его слишком часто бьют.
Но, если уж на то пошло, Джеку в фильме тоже достается порядком.
Правда, в половине случаев он травмирует себя сам, ибо элементарно не глядит под ноги.
(" У меня много мыслей, и я их думаю").
Но при этом он воспринимается совсем иначе, чем Уилл.
Это какой-то новый тип Благородного Разбойника в мировом кинематографе.
Вы можете себе представить, например, Спартака или Робин Гуда, течение десяти секунд получающего
две неслабые затрещины от двух подряд девок легкого поведения? (А чуть позже - третью от Анны-Марии).
Причем неизменно сохраняющего достоинство и умеющего признать свою вину.
Да и не только в этом он принципиально отличается от воспитанного кинематографом ХХ века нашего предсталения о Герое.
Шут гороховый - а герой. Вороватый и иногда беспринципный - а герой. Битый, недоеденный, недовешанный - а ему все в масть.
Наконец - начисто лишенный пафоса и величественности - а как раз это и привлекает.
Живой человек. Вот в чем все дело.
Глава 5.
Предназначения.
Как известно, не все мы играем в этом мире ту роль, которую бы хотели. Например, Джеку, рожденному в рабстве, судьба готовила явно другую участь, чем та, что он выбрал себе сам. Однако и карьера пирата - лишь вынужденный компромисс с проклятой эпохой, не менее жестокой, чем 21 век, но вдобавок лишенной даже понятия о политкорректности. Недаром Джек - пират нетипичный, слишком он образован, умен, тонок, ему явно недостает жестокости и звериного бесстыдства, отличавших истинных пиратов. Вспомните хоть сцены на Тортуге или нападение на Порт-Роял - вот такими, увы, пираты и были в реальности, оттого и относились к ним соответственно. И реплика "по мне, лучше пустить наш корабль на дно, нежели отдать пирату" по здравом размышлении оказывается вовсе не такой уж тупо-фанатичной. Джек - флибустьер поневоле, призвание же у него иное.
Он прирожденный дипломат. Вот его самое сильное место. Вспомните добрый десяток сцен, где он демонстрирует свое истинное предназначение в этом мире. "Что биться - лучше договориться". Он умеет блефовать, пускать пыль в глаза, искусно льстить, терпеливо ждать Подходящего Момента и до поры не вспоминать старые обиды. Причем проделывает это так легко, естественно, как обычный человек дышит. И если уж на то пошло, именно искусство компромисса, а не сверхсовременное оружие есть величайшее изобретение человечества, поскольку, пользуясь первым, можно избежать применения второго.
Теперь о Барбоссе. Великолепный актер, воплотивший его на экране, возможно, сумел своей игрой сказать зрителям больше, чем рассчитывали сценаристы (недобрая им память). Признаюсь, я подпал под его мощное обаяние с того момента, как он заговорил. Это было нечто вроде гипноза. Притом Джеффри Раш - актер старой школы, владеющий голосом чуть не на уровне оперного певца, ошеломляющий эффектными паузами, придыханиями, интонациями и жестами. Его мимика - это вообще отдельный разговор. Одной только репликой "Идет!", где он обнажает в ухмылке страшные желтые зубы, он явно обеспечил себе вечное место в мировом кинематографе.
Нет, даже не оратор, скорее - проповедник. Несостоявшийся Мартин Лютер. Кстати, он пересыпает свою речь цитатами из Ветхого и Нового завета, не смущаясь использовать их для сиюминутной нужды. Главная черта истинного проповедника - страсть, а остальное, включая цель и суть обсуждаемого предмета - второстепенно. Как в анекдоте, приведенном на этом форуме :" - Потерпевший, вы узнаёте человека, угнавшего ваш корабль? - Ваша честь, после речи его адвоката я уже вообще сомневаюсь, а был ли у меня корабль".
Отредактировано АйзикБромберг (2008-02-07 00:01:23)